Налоги ниже европейских, но небезопасно! Интервью для BC
31 октября 2019
Александр Стефанеско родился во Франции, но большую часть детства провёл в Конго. Тем не менее он окончил факультет права в Бордо, а в 1999 году начал изучать славянские языки.
Когда началась война в Сербии, Александр принимал участие в частной гуманитарной и культурной миссии по примирению между Францией и Сербией.
В 2002 году он присоединился к международной компании (её название Стефанеско не раскрывает) на менеджерской позиции и начал работать между Францией, Италией и Китаем. Уже тогда он заинтересовался рекрутингом и кадровой политикой.
В 2004 году он познакомился со своей будущей женой — русской француженкой. Спустя несколько лет он впервые побывал в России: его жена закончила учёбу в Бордо и решила вернуться на некоторое время на свою историческую родину. Первая поездка в Москву привела его в восторг.
«Бешеная энергия и кипучая жизнь города, позитивное настроение вокруг, волшебная архитектура», — так Стефанеско описывает свои первые впечатления от России. Именно в эту поездку он вместе с женой решил вернуться сюда ещё раз — зимой, чтобы понять, насколько ему подходит местный климат после 30 лет жизни в Африке и на юге Франции.
В то же самое время его жене предложили работу в России, и в 2008 году супруги окончательно переехали в Москву.
Для большинства знакомых из Бордо решение будущего предпринимателя было удивительным: во французской прессе Россия на тот момент представлялась как «холодная коммунистическая страна с прекрасными бедными девушками, которые хотят переехать за рубеж и выйти замуж за иностранца». Однако родители Стефанеско его поддержали.
По приезде в Москву Стефанеско начал учить русский язык в МГУ, а через три месяца — нашёл работу в рекрутинговом агентстве, в котором проработал до 2011 года, а уволился — потому что хотел быть независимым в профессиональном смысле и брать больше ответственности.
В то время знакомый бизнесмен попросил его помочь с поиском кандидатов. Справившись с первым заказом, Стефанеско открыл собственное агентство Atsal.
По мнению предпринимателя, российский трудовой кодекс очень похож на французский — он лояльнее к работникам, чем к работодателям.
Тем не менее во Франции сотрудники куда лучше знают о своих правах и гораздо чаще отстаивают их перед работодателями. При этом он отмечает, что россияне гораздо меньше боятся потерять работу, потому что они понимают, что легко могут найти новую.
К тому же во Франции нельзя уволиться с работы так же быстро, как в России. А понятия «серая зарплата» нет, равно как и термина «трудовая книжка».